Машиностроительные предприятия –
МАЗ, БелАЗ, МТЗ – всегда являлись флагманами белорусской промышленности
и важными поставщиками валюты в страну. Однако золотая эпоха
белорусского машиностроения может вскоре закончиться. Машины МАЗа и
БелАЗа из-за двойного утилизационного сбора в России и в Беларуси
становятся настолько дорогими, что впору говорить о потере российского
рынка. А это грозит катастрофой для предприятий.
Белорусская техника терпела
падение продаж и сужение рынков сбыта в 2013-м году. В 2014-м ее может
добить введение двойного утилизационного сбора.
Поражение в ценовой борьбе
Традиционно в Россию уходило
более 60% производимой продукции БелАЗа и около 80% - МАЗа. Поэтому
введение утилизационного сбора на продукцию, поставляемую в Россию,
стало для этих предприятий настоящим бедствием. Так, каждая белорусская
машина, ввезенная на территорию РФ, облагается сбором в 15-20% от
стоимости.
Для грузовиков эта разница
выливается в 150-400 тысяч российских рублей (4-11 тысяч долларов).
Самый дорогой самосвал БелАЗа подорожал на 170 тысяч долларов. Хотя МАЗ
сообщил «Ежедневнику», что повышает фактическую стоимость грузовиков не
на размер сбора, а на гораздо меньшую сумму - в ущерб собственной
прибыли.
В любом случае, из-за роста цены
белорусская техника становится абсолютно неконкурентоспособной по
сравнению с российскими производителями.
Дело в том, что формально
российские производители, в том числе КамАЗ, тоже должны уплачивать
утильсбор. Вот только потраченные на эти цели деньги государство
предприятиям вернет – для этого в федеральном бюджете 2014 года
предусмотрены субсидии. Белорусское государство лишено возможности также
безболезненно для себя компенсировать утильсбор производителям, - ведь
деньги в конечном счете все равно поступят в бюджет другой страны.
И так, белорусские машины,
залежавшиеся на складах и терпящие падение экспортных продаж в 2013-м, в
новом году станут продаваться еще хуже. Но это не единственный удар,
который преподнес им 2014 год.
Еще один утильсбор
Беларусь в ответ на российскую
инициативу решила ввести свой утилизационный сбор. В начале февраля
президент подписал указ, в соответствии с которым производители и
импортеры автотехники должны уплачивать сбор в белорусский бюджет. Он
начнет действовать уже с 1 марта, то есть со следующей недели. В Указе
оговорено, что в соответствии с постановлением Совмина, белорусские
производители могут быть освобождены от уплаты сбора, если «обеспечат
безопасное обращение с отходами». Однако такое постановление
правительство до сих пор не приняло.
На БелАЗе «Ежедневнику» сообщили,
что до сих пор не знают, чего ждать с 1 марта. На МАЗе готовятся
уплачивать двойной сбор – в российскую и белорусскую казну.
«Если до 1 марта не появится
такое постановление, то мы будем платить сбор», - сказал Илья Субботин,
заместитель коммерческого директора по маркетингу.
А значит, стоимость белорусских
грузовиков, самосвалов, тракторов и других машин вырастет еще больше
(насколько, неизвестно до сих пор).
Кажется, белорусская техника может стать настолько дорогой, что ее вообще перестанут покупать в России.
Российский рынок потерян?
Как стало известно «Ежедневнику»,
в связи с ожиданием почти полной остановки продаж на МАЗе готовятся к
худшему. Специалисты инженерно-технической службы рассказали, что они
заблаговременно ищут новые места работы.
Администрация МАЗа перспективу
потери российского рынка комментирует уклончиво: «На текущий момент мы
пока, вроде бы, остаемся в рынке. Но поскольку рыночная ситуация плохая,
говорить об этом с уверенностью нельзя, - отметил Илья Субботин. - Если
будет растущий рынок, мы будем четко ощущать, мы в рынке или за его
пределами. А когда рынок и так падает, влияние новых факторов проследить
сложно».
Все белорусские машиностроители
надеются наладить продажи в другие страны, однако особых успехов на этом
поприще в ближайшее время, по-видимому, не предвидится.
Удастся ли спрятаться под крыло КамАЗа?
Россия долгое время ждала продажи
МАЗа своему производителю грузовиков – КамАЗу. Беларусь долго
упрямилась. В конце прошлого года, когда безрадостное будущее МАЗа стало
очевидным, белорусские власти пошли на попятную. Вице-премьер Владимир
Семашко заявлял о готовности подписать документы о слиянии уже в первом
полугодии следующего года. Однако совсем недавно председатель
Госкомимущества Георгий Кузнецов на вопрос о слиянии двух предприятий
сказал, что Россия потеряла интерес к проекту.
Информация по делу
По подсчетам КамАЗа, за прошлый год доля МАЗа на российском рынке снизилась с 13% до 9%....
В результате пришлось сокращать производство.
За первый месяц нового года выпуск грузовых автомобилей в Беларуси уменьшился на 64% по сравнению с январем 2013-го.
Производство карьерных самосвалов упал на 60%, зерноуборочных камбайнов - на 71%, тракторов - на 10%.
На 1 января на складах
предприятий имелось 800 грузовых автомобилей, самосвалов -830,
зерноуборочных камбайнов - 203, тракторов - 8,4 тысячи штук.
В конце прошлого года Семашко
Владимир заявил, что от введения в России утилизационного сбора Беларусь
ежегодно будет терять около 350 миллионов долларов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий