суббота, 16 марта 2013 г.

Дешевые автомобили подорожают

Вчера газета «Урядовый курьер» опубликовала решение Межведомственной комиссии по международной торговле, согласно которому с 13 апреля сроком на три года в Украине вводится специальная пошлина на импорт новых автомобилей с объемом бензинового двигателя 1-2,2 литра. В частности, для объема 1-1,5 она составит 6,46%, 1,5-2 л — 12,95%. Пошлина будет добавлена к действующей 10%-ной.
Решение стало результатом  специального расследования, которое было инициировано еще 30 июня 2011 г. ЗАЗом, «Еврокаром» и автосборочным заводом №2 «Автомобильной компании Богдан Моторс». Само решение датировано еще 28 апреля 2012 г., но почему-то опубликовано лишь вчера.
Украинские производители приветствовали решение. В корпорации «Богдан» считают, что эта мера позволит автопроизводителям загрузить мощности украинских заводов, которые на сегодня в целом загружены менее чем на 20%. (Напомним, что корпорация принадлежит Петру Порошенко, который возглавлял Министерство экономразвития и торговли во время спецрасследования).
«Мы надеемся, что далее будут введены и действенные меры по утилизации, автопрому будут предоставлен статус приоритетной отрасли, будут внедрены меры стимулирования рынка, в том числе льготы по кредитованию покупок отечественных автомобилей», — заявил пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля.
Выиграют ли остальные — большой вопрос. Повышение пошлин приведет к повышению цен на данные категории автомобилей для покупателей. С поправкой на НДС, повышение составит 7,8% и 15,6%, соответственно.  В свою очередь, это закономерно вызовет сужение рынка, который и так толком не оправился от кризиса. Напомним, что в прошлом году, после определенного роста в 2010-2011 гг., рынок сократился на 1,38%, до 217 581 автомобилей.
«Ни материнская компания, ни наше представительство не обладает ресурсами, которые помогут в значительной мере   нивелировать влияние спецпошлин на повышение цен. При этом покупательная способность населения останется прежней, что приведет к неизбежному сокращению рынка», — прогнозирует Серж Банзе, генеральный директор компании «Пежо Украина».
Беда миновала лишь импортеров премиум-автомобилей, вроде Jaguar и Porsche (объем двигателя стартует от 3 л), не говоря уже о более дорогих Aston Martin, Ferrari и Lamborghini, Bentley и Rolls-Royce, где двигатель объемом 5-6 л — в порядке вещей.
При этом непонятно, какой, собственно, национальный автомобиль защищают власти. После снятия с производства ЛуАЗа, «Славуты» (о чем, кстати, страна за три года так и не уведомила OICA, Всемирную ассоциацию автопроизводителей) и «Таврии» в Украине не осталось действительно украинского автомобиля. С натяжкой таковыми можно назвать только ЗАЗ Ланос и ЗАЗ Сенс, которые экспортируются в Россию.
Остальное — это крупноузловая сборка из импортных частей. В частности, этим занимаются КрАСЗ и «Еврокар». Во Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) вовсе сомневаются, что сборщики имели право обращаться в правительство с просьбой ввести специальную пошлину. Кроме того, вместе с ЗАЗ эти компании являются также крупными импортерами автомобилей.
Не факт, что выиграет и бюджет. «Подобная ситуация была в середине 2009 г. с введением дополнительной 13%-ной надбавки. Тогда, на протяжении полугода, пока действовала надбавка, импорт автомобилей в Украину практически остановился, а поступления в бюджет снизились на 85%», — напоминает Лоик Сибрак, директор представительства «Ситроен Украина».
При этом импорт компонентов для местной сборки, в связи с действующими льготами, не в состоянии компенсировать данные потери. С одного импортированного автомобиля бюджет в среднем получал $1860 (по ставке 10%), тогда как с аналогичного машинокомплекта — всего $100. Таким образом, прогнозирует ВААИД, потери бюджета могут составить $1,23 млрд.
Пошлины также могут ухудшить и отношения Киева с ВТО и Европейским союзом. Напомним, что пять месяцев назад Украина сообщила о намерении пересмотреть свои обязательства, которая взяла на себя в ходе вступления в ВТО, что вызвало негативную реакцию среди членов организации. Недавно же наш ведущий торговый переговорщик Валерий Пятницкий заявил, что Брюссель не предоставил никаких подробностей по своему требованию отозвать прошение о пересмотре.
Делегация Евросоюза в Украине удивлена заявлением Пятницкого, сообщил вчера пресс-секретарь делегации Дэвид Стулик. Во-первых, еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт лично передал требование вице-премьеру Юрию Бойко, министру экономразвития и торговли Игорю Прасолову и собственно Пятницкому в ходе встречи в Брюсселе 23 января, аналогичное сообщение было передано в ходе саммита 25 февраля. Во-вторых, сам Киев не детализировал свою заявку о пересмотре. Озвучив список из 373 тарифов, он при этом не сообщил, какими хочет видеть пересмотренные тарифы.
Пошлина коснулась даже автомобилей, поставляемых из России. Раньше они ввозились беспошлинно. Ни российские чиновники, ни производители из РФ пока что не озвучили своей реакции на введение пошлины.
Тем временем импортеры авто изучают возможности противодействия. Помимо попыток лоббирования отмены решения, они также подумывают, как работать в изменившихся условиях. ВААИД рекомендует своим членам поскорее ввезти в страну и растаможить как можно большее количество автомобилей.
У некоторых компаний немаленькие и текущие запасы. «Если на рынке не будет ажиотажа, существующего в Украине склада автомобилей Peugeot, уже прошедших таможенную очистку, будет достаточно, чтобы удовлетворять спрос в течение 2 месяцев», — сообщил Банзе.
Также компании могут пересмотреть модельный ряд ввозимых в страну автомобилей. Дело в том, что пошлины касаются только машин с бензиновым двигателем, но не дизелей. Проще всего тем производителям, которые уже ввозят в Украину весь или почти весь спектр дизельных версий (например, Audi, BMW и Mercedes, Mitsubishi и Nissan, Peugeot). Другим же компаниям, вроде Honda, Mazda, Subaru и Toyota, Citroën и Renault, Hyundai и KIA, придется адаптировать свои дизеля к украинским условиям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий