Украинское движение FEMEN,
поначалу принятое во Франции с распростертыми объятиями, теперь
вызывает противоречивую реакцию даже среди феминистских организаций,
пишет Libération.
После появления Femen на манифестации католической
организации Civitas против легализации однополых браков украинки
оказались в центре общественных споров. А их акция в соборе Парижской
Богоматери не нашла понимания даже у, казалось бы, их естественных
сторонников. Мэр Парижа социалист Бертран Деланоэ осудил «акцию,
искажающую честную борьбу за равенство между мужчинами и женщинами и
бессмысленно шокировавшую многих верующих», министр по делам культов
Мануэль Вальс выразил «поддержку католикам Франции, которых мог
оскорбить этот грубый поступок», и даже активистка экологического
движения Эва Жоли назвала акцию «неуместной».
«Слишком радикальные, слишком агрессивные, но также и слишком
красивые, слишком белокурые, слишком украинские, активистки Femen
внезапно поставили в неловкое положение аналитиков и феминистские
организации», – отмечает издание. Чтобы положить конец вопросам о своих
целях во Франции, участницы Femen опубликовали манифест движения,
представляющий собой смесь автобиографии и теоретической платформы. Это
их первая книга – раньше они писали только на своих телах, отмечает
газета. «Во Франции, чтобы тебя признали, надо публиковать тексты», –
говорит одна из французских членов движения Элоиза Бутон.
В начале манифеста излагаются три основных положения: немедленное
политическое свержение всех диктаторских режимов, создающих невыносимые
условия жизни для женщин; полное искоренение проституции посредством
уголовного преследования клиентов; всеобщее отделение Церкви от
государства с запретом какого-либо вмешательства религиозных институтов в
социальную, половую и репродуктивную жизнь современной женщины. Их
оружие – «секстремизм», их цель – «полная победа над патриархатом». По
словам философа Женевьевы Фрес, женщины во всем мире борются за право
«одеваться или раздеваться», поэтому вполне логичен интерес к этому
вопросу со стороны украинок Femen, чья страна печально известна
торговлей женщинами.
Во Франции украинки в своих цветочных венках за несколько месяцев
сумели затмить все остальные феминистские организации: теперь всех
больше интересует, что они думают об украинском движении, а не их
собственные цели, продолжает издание. Их представители указывают как на
существенные, так и на формальные разногласия с Femen, а также отмечают,
что украинки не демонстрируют солидарности с другими феминистскими
движениями.
Активистки Femen действительно не склонны к солидарности. По их
словам, их разочаровала реакция россиянок из Pussy Riot на устроенную
украинками акцию в их поддержку: «Pussy Riot заявили, что они верующие,
что они защищали Церковь и молились. Это смешно», – цитирует издание.
Активистки Femen утверждают, что революцию делают такие, как они,
молодые и смелые, и им наплевать, согласны ли с ними остальные; им не
нужны ни споры с «врагами», ни одобрение толпы.
Одна из авторов манифеста Femen, 22-летняя Инна Шевченко считает, что
французские феминистки не понимают их радикализма: «У них есть работа,
учеба в университете, семья, часто – дети. Короче говоря, это не
профессиональные революционерки, как мы. Для кого-то это игра, а мы –
радикальное движение, это не игрушки», – пишет она. Вот только
радикальные методы Инны вызывают вопросы даже у тех француженок, которые
присоединились к Femen. Сафия Лебди и Лубна Мелиан, борющиеся с
проституцией, поначалу помогли украинкам обосноваться в Париже, но затем
дистанцировались от них из-за глубинных разногласий: они убеждены, что
уголовное преследование клиентов не поможет решить проблему проституции.
Если феминистки подчас сомневаются в Femen, то крайне правые и
католики открыто ненавидят это движение, констатирует издание. Целыми
днями его участниц осыпают оскорблениями на форумах и в социальных
сетях. Страничка Facebook «За то, чтобы Femen предстали перед судом»,
например, устроила дискуссию на тему: «Что лучше, побить или
изнасиловать одну из Femen?». А сайт «Равенство и примирение» обвинил
Элоизу Бутон в том, что она работает девушкой по вызову, и разместил в
интернете ее личные данные, адрес и телефон. Инне Шевченко каждый день
приходят смс-сообщения с требованием покинуть страну. «Я знаю, что на
меня могут напасть или однажды убить, такова жизнь», – говорит она.